
Ох, нет!
Судьба человека – это нечто такое, что независимое от него определяет, каким будет его путь существование на этой земле.
...................
В очередной отпускной день с семьей на машине торопились к очередному памятнику истории в Армении, к монастырю Татев.
Настроение полностью пропало, когда, подъезжая к Сюникскому царству (горная провинция в древней Армении), попали под мелкий непрекращающийся дождь. Поднимаясь вверх, на горный массив, были мы окутаны плотным туманом.
Казалось, часть мощности машины уходила на прорыв густой массы тумана. Нам не повезло с погодой – не порадоваться природе, не пофотографировать.
Среди влажных гор на открытом месте без тумана, увидели пасущего стадо барашек чабана с ослом. Человек, стоящий на обочине дороги, заинтересовал нас как колоритный объект среди этих неприветливых гор. Остановился, пообщались, фотографировал, попрощались, уехал.
1.

2.

3.

4.

5.

Монастырь Татев находится на склоне глубокого ущелья.
Во дворе монастыря ,несмотря на плохую погоду, было несколько посетителей. Церковный служащий подходил то к одним, то к другим, о чём то говорил с ними, рукой похлопывая их по спине. После чего люди веселились, живо что-то обсуждали. Он к нам тоже подошел, и после приветствия с словами, - "Очень с далеко ты приехал в Родину, любишь на машине кататься. Молодец! А у меня Нива, как раз по серпантину подниматься зимой. У вас там, в Сибири, уже снега, да?" Потом видя мое удивление, продолжал, - "Да, я по номерам узнаю. Летом многие приезжают из разных городов России. "
Я только что хотел пожаловаться на погоду, а он как будто уже знал и так спокойно ответил. "- Нет, нет, погода сейчас изумительная. Траве сейчас хорошо, деревцу тоже, им воды пить тоже хочется. Бог для людей и для места прибивание людей старается. В машине же тепло? Потеплее надо было одеваться! Ты же веришь Бога? Обязательно купи крест, вмонастыре попроси пусть освятят. Дорога у тебя дальняя. Бог будет всегда с тобой". И руку положил мне на плечо..
От его ладони почувствовалось необъяснимое приятное тепло, как у мамы в детстве, от его слов на улице потеплело сразу. Попробовал фотографировать, оказалось во время тумана получаются прекрасные фото.
6.

7.

8.

9.

На обратной дороге снова увидели того же чабана. Марина удивленно вспомнила, что чабан очень чисто на русском общался с ней. Заинтриговало, как тут в такой глубинке, вдалеке от городов у него такие знания. Решили спросить. Еще издалека я посигналил. Он торопился к нам. Марина предложила отдать ему немножко денег.
В этот раз к постуху я подошел. В самом деле он на русском общался без акцента. Я спросил откуда он знает русский язык.
Его невероятно грустная история как снежный ветер по лицу, заставил мне дрожать.
Оказался чабан жил и работал в Сумгаите (крупный город в Азербайджане), учителом (или директором?) русскоязычной школы.
"- Зимой в 1988 году, в городе начались погромы армянской национальности. Народ озверел. На глазах у моей дочки убили мать, учительницу истории. А потом над моей восьмиклассницей дочкой надругались старшеклассники-подонки с той же школы, с уличными ублюдками вместе. Полумертвую мою дочку потом подбросили у подъезда нашего дома. Меня и дочку сосед азербайджанец по квартире спрятал у себя на несколько дней.
Нас искали, двери в нашу квартиру переломали, мебель и все нажитое ограбили, сожгли...
Три дня дочке рот закрывали, чтобы она от боли не кричала...
Когда город затих, сосед на своей машине вывез нас за город...
Там же, в Сумгаите бесследно потерялся сын. До сих пор не знаю жив ли он, похоронили ли же жену, или нелюди на свалку выбросали?
Через несколько месяцев через Арцах (НагорныйКарабах) добрались до больницы в Ереван. Дочка не вытерпела всего этого, сошла с ума, в больнице много лет не могли ее вылечить.
Обосновались тут в заброшенном доме, рядом у монастыря Татева. С тех пор она на улицу не выходит, боится света, людей..
- Мне есть сейчас куда уйти от моего горя, сотни послушных "учеников" у меня. От них подлости никогда не дождешься.
Сочувствуя ему, отвел разговор на сторону, говоря, что погода плохая. А он как будто ранее договорились с тем священником с монастыре Татев, так как мне ответил одинаковыми словами, - Погода хорошая, трава стало мягче, овцы хорошо едят, жирок накапливают, шерсть промоется перед зимой, а я потерплю. Мы люди много можем терпеть....
Его сухие и грустные глаза как обсохший родник, выдавали ему. В глубине его души было очень тоскливо, горько. Зато у ослика на глазах были видны слезы, возможно на месте хозяина..
Я неуверенно протянул ему несколько купюр, боясь обидеть уважаемого человека. Он деньги взял.
- Благодарю вас благородные люди. Вечером с соседям за вашу здоровью, и благополучную Вашу дорогу попьем.
10.

11.

12.

.. С высоты перевалов (3000м и выше) было хорошо видно, как туман мягенько двигалась по склонам, заполняя ущелья, потом остаток иногда отдельными кусочками поднимаясь стелился на нашей дороге, вынуждая меня ехать медленно.
Я после встречи с пастухом-директором и так уже не торопился. Хотелось только бы успеть зайти в ближайший церковь на нашем пути...
Journal information