Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

Categories:

Найти пропавшие церковные колокола

Их было 6 шт. Даже известно вес каждого из них. Большевики пришли в деревню, церковь закрыли, кресты спилили, утварь сожгли, а колокола по реке увезли в город. Благо, баржа затонула, от деревни 100 км, вместе с колоколами и отодранными металлическими надгробиями с кладбища, представляющие в те времена ценный металл.

В годы индустриализации, на масштабных стройках в народном хозяйстве СССР требовалось много бронзы. Колокола с Щекурьи тоже по той причине вывозили на переплавку.
Здание церкви использовали в хозяйственных нуждах, в 60-годы частично переделав, в ней устроили клуб.

Разговоры о колоколах я слышал давно. На буровом участке бурильщик с Щекурьи рассказывал:  Тогда Щекурья,  называлась село «Щекурьинское», была центром всех юрт, которых на реке Хулга и Ляпин было много.
Через их село по Сибиряковскому тракту хотели или перевозили зерно в Печору для голодающих. В центре села стояла церковь Богоявления Господня. Художник Константин Панков родом с этой деревни.
... Баржа с колоколами села на мели на выходе с Щекурьи на Ятрию. Большевики всех мужиков с деревни собрали вытаскивать баржу воротом, чуть не отодрали днище.
Возможно по той причине, в районе между Метлёнги и деревней Ламбовож, баржа утонула, вместе с грузом.
..

Прошли годы, того бурильщика в живых нет, нету и других людей в Саранпауле, помнящих те и  другие события.
...
Согласно архивным записям и из разговоров старожилов, церковь Богоявления Господня в селе Щекурья построили то ли в 1870, то ли в 1883 году. Колокола были отправлены с Тобольскую епархию, в архивах которой сохранилась запись, вес колоколов (368кг, 71кг , 54кг, 22кг и два по 12кг.)

Известно ,что после прихода к власти, большевики по всему СССР провели безбожную практику по повсеместному искоренению религии. Бога должны были забыть в СССР, храмы закрыть, в место звона колоколов должна была звучать сирена с заводских труб.

В отдалённой деревне Щекурья, закрытие храма происходило не так оперативно, как в городах.
Предположительно 1937 году, комсомольцы - безбожники вытащили оставшуюся утварь из церкви, церковную литературу на улицу, колокола сбросили на землю, спилили кресты и в костре сожгли, колокола и отодранные металлические  плиты с кладбища, погрузили в деревянную баржонку.
Верующие прихожане, ранее успели забрать с храма кое какую утварь и иконы. Это было возможно, так как безбожники ведь были сыновьями этих же верующих.

Поэтому у многих жителей в Щекурье, как у семьи старожилов, Володи Кустышева с тех пор хранится образ иконы с той церкви.



Язык с большой колокола непонятна, по каким то причинам остался в деревне. Почти 80 лет этот язык (длина 1,2 метра, вес 16 кг) лежал на берегу реки и служил якорем для мостика не реке, на котором деревенские черпали воду.
Несколько лет назад, опасаясь, чтобы вдруг не украли на лом, жители забрали с берега и отдали на хранение в музей. Надеясь очень, что оттуда экспонат не исчезнет.

А колокола скорее всего ещё лежать там же, на дне реки.. Если баржонку со временем ледоходом и течением могло снести, то колокола со дна никуда не делись. Осталось их найти и поднять вверх. Хотя они уже не подлежат реставрации и с них уже не будет звучать колокольный звон.

Многие спросят. Для чего поднимаю эта тема, кому колокола нужны, кто будет искать?
Отвечу.
Я об всём происходящем в этом краю пишу, а о колоколах считаю архиважна написать.
Дело в том, что у людей всегда есть потребность знаний о своих предках и истории своего края.
Да, колокола уже не будут подлежат реставрации. Но и без этого они станут достойной и главной достопримечательностью поселения, важнейшими свидетелями боготой истории края этого.
А как найти, это уже техническая задача. Если не сегодня, то завтра, станет возможной. В наши времена находят граммовые копейки под толщей земли, то и будет когда-то технологически возможным найти сто килограммовые бронзовые колокола в русле реки.
А поиском могут заниматься не обязательно жители села, а общества и клубы краеведов, археологов, историков и конечно церковь.

Главное сейчас, чтобы с памяти людей история о колоколах Щекурьинской церкви, не исчезла.

А может я ошибаюсь?

Епископ Югорский и Няганский Фотий совершил богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления,


Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления


Tags: Саранпауль, ХМАО ЮГРА, Церковь, история, общество, происшествие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo markosyan_usik апрель 13, 2015 16:05 222
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Bestogbors

October 2 2021, 17:41:32 UTC 3 weeks ago

  • New comment
Это правильная постановка вопроса. Есть вещи, которые может быть невыгодны с чисто материальной точки зрения — но их необходимо делать, для того чтобы остаться людьми. Например — забота о престарелых родителях.

Recent Posts from This Journal