Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

Последние дни сплава по реке Народа -7часть

Многодневный  интересных, опасных, увлекательных, и всю жизнь запоминающий сплав, осталось сзади.  Река Народа ниже порогов, десяток километров от Балашовской избы, стала равнинная, а течение тихая.
..Останавливаемся. Самая то, чтобы  покушать, поделится сегодняшний и предыдущих дней впечатлениями, отдохнуть и переночевать.
 (((Не понятно о чём рассказ?  Советую.. Начало рассказа )))
Катамаран быстроход_1516x1137

Опять гриб жарится 2_1516x1137

Отсюда, ниже порогов, река Народа тянется только тихом течением, и до Саранпаула больше неделе еще сплавится.
..Зная об этом мы подготовились, с собой привезли, и на себя сплавили до сюда три лодочные моторы.  Я знал, что и на катамаране устанавливают лодочный мотор, и в тихом течение судно движется быстрее. Поэтому я тоже брал лодочный мотор и  и всякое для крепления движка на катамаран. Пока наши на берегу кушать варили из тех остатков продуктов и грыбов, я кулибинил с мотором.
И так и так, не спеша придумывал всякие методы крепление и наконец вроде бы установил мотор нормально. Решил проверить ходовые качество судно. На малом газу прекрасно, пяти сильный мощностью мотор толкал катамаран уверенно. Осталось еще на полном газе проверить. После того как дал мотору полный газ, катамаран резко рванул вперед за считанные секунды, днище из-под меня ушло вперед, а  катамаран встал вертикально, на дыбы, с словами "и -а-а".
Всякие инструменты лежащий на площадке катамарана посыпались мне на груд и лицо, а потом упали в воду вместе со мной. Почувствовал холодную воду сначала на спине, потом на голове, и по ногам.  Катамаран гладко накрыл мне сверху..На ровном месте несчастье настало. Оказавшихся не запланировано под водой потерял ориентация в водном пространстве. Катамаран меня утопил, он же стал для меня и спасательным кругом. Я с закрытыми глазами под водой руками зацепился за него. Хорошо что плес оказался неглубоким, и я скоро встал на ноги.
Замерзший, вышел на берег, таща за собой катамаран и за ним красный бачок, привязанный шлангом к мотору.
И так я чувствовал неважно, еще этот позорная холодная купание, добавил телу тряски.  Вода с меня стекала ручьем. Не успел опомниться и чуток обсушится, как с лагеря появился Трусов, и хорошо, что он один.
Долго рассматривал на меня и на катамаран, стараясь понять, что здесь случилось. Затем тихо со свойственной только ему незаметной иронией говорит,
-Усик, ты хорошо придумал. Катамаран с пропеллером. Видно, американских фильмов насмотрелся. Молодец!
Мой катамаран смотрелся ужасно: мокрый, скользкий. Худую торчащую ногу мотора только с Коли фантазией можно было сравнить с пропеллером, и рядом совсем мокрый капитан Немо в моем лице.

Николай мне помог  а потом еще переставить мотор в сторону центра. Еще раз обкатали и убедились, что все в порядке.

- Вообще-то здесь хорошие места для туризма. Усик, возьмись развивать, - советует Николай.
- Когда-нибудь, может быть, займусь, - сказал я. А в этот момент в голове крутились десятки путанные мысли и проекты  о развития туризма в восточном склоне Приполярном Урале  http://www.anoup.ru/.   И еще вырисовался дорога на  " Путешествия по горам Приполярного Урала на джипах" , на следующий год...
............................................................
...В очередной раз, в очередной день мы стартовали.
 После "перевооружение"  флотилии три судно две лодки и мой катамаран, снаряжены были с моторами.  К каждой лодке спереди привязали по одному катамарану. Две лодки стали для катамаранов толкачи, буксировщики. Мой катамаран стал самостоятельным и самоходным, хоть по течению, хоть против. Правда, когда против течения, скорость такая, что почти стоишь на месте. По течению скорость нашего катамарана тоже уступала остальным, и поэтому опять мы плыли последними. Но это уже не страшно, впереди спокойные перекаты и полноводье.
..................................................
....Вдруг перед нами с катамарана машут руками , что-то громко кричат.  С трудом слышали слова медведь, и после поисках взглядом, увидели в реке голову мишки.

Если бы наши не сказали, мы бы его вряд ли заметили, а если бы и заметили, то сразу бы и не поняли, что плывет.
Метров 50 вниз по течению и в расстоянии сто метров по диагональ от нас на нашу сторону берега так грациозно и красиво плывет любимый герой наших сказок и мультиков.  Мы спокойно смотрим на него и по-доброму радуемся. У медведя уши упруго торчать вверх. На фоне воды мордашка мишки серо-черного цвета, стремительно приближается к нам. Его скорость заставила нас задуматься, что за водомет у него внизу под водой? Вдруг все мы разом подпрыгнули на месте.
До нас дошло, что через минуту встретимся с медведем, что в наши планы не входило и этот встреча будет  далеко не мультик со счастливым концом. Я громко кричу Паше и Васе, чтобы гребли, сам ищу свое весло, вдруг вспоминаю, что на катамаране мотор уже установлен, второпях завожу мой Меркурий и спускаю ногу мотора.
Катамаран начал тихо набирать скорость, при этом лопасти винта стучат по галечнику. Мне не до винта, купим новый, отремонтируем разбитый. А вот нас самых, даже опытные врачи Нефедов и Налимов не возьмутся чинить после медвежьих игр. Силы мотора и двоих гребцов маловато, но мы медленно движемся вниз с надеждой успеть проехать место, где медведь может нас встретить.
В очередной раз все надежды на Бога. Медведь услышал шум стуков винта по камням и заметил нас. Расстояния угрожающе сокращалось между нами, вдобавок выстрел ружье с катамарана наших друзей испугал и поторопил медведя к берегу, значит, к нам.
Зверь занервничал, закрутил головой, потом похоже цепляясь лапами на дно реки рванулся и подпрыгнул вверх и вперед, при этом угрожающи зарычал. Через секунду после рычания как по-кошачьи, умоляющий замяукал.
Он как бы дал нам понять: уступайте мне дорогу, а то раздеру вас.  Потом, зверь понимая, что он тоже в ловушке, как будто попросил как кошка: -Пустите меня, пожалуйста.
Мы тоже были не восторге от предстоящей встрече. Я, уже не надеясь на Бога двумя руками давил на газ. Слава Богу, скорость катамарана оказалась быстрее, и мы разошлись на расстоянии 10 метров от героя мультика, который оказался в жизни не так дружелюбен.
Наша встреча прошла удачно и запомнилась на всю жизнь, я тогда успел сделать несколько фотографий.
Медведь вышел на берег, сходу стряхнул с себя воду, посмотрел косым взглядом в нашу сторону и исчез в лесу, подальше от самих сильных и опасных зверей, - людей.

- Надо было стрелять, и куда я ружье положил, - выпендривался Павел.
- Если бы еще чуть-чуть, он всех нас мог разорвать, - комментировал Василий.
- Мы для него в этот момент стали опасной преградой. Он с того берега зашел в воду и как по линейке переплывал на противоположную сторону. Заметили, как мишка в тупике злой?  Он не мог понять, что мы с добрыми намерениями тут оказались случайно. Хоть на груди напиши: я добрый, Медвед читать не умеет.
- Зря ты выгораживаешь его, надо было этого зверя застрелить, он сильно нас напугал, жаль.
- Мы сюда приехали неделю назад, люди в этих горах освоились сто лет назад, а зверье здесь жило тысячи лет назад, и по этому месту медведи уже сотни лет переплывают реку. Они как местные аборигены, а мы захватчики их территории. Даже после такого они не нападают на людей. Интересно, кто из нас зверь?.
- Послушаешь твою философию, и нечего нельзя. Лося, оленя не стреляй, медведя не трогай, хариуса мало. Вопрос, а что тогда нам жрать?
-  В природе не так как на птицефабрике. Если не будет контроля, и мы не будем  беречь, то скоро все что ходит, плавает и летает, быстро исчезнет.
-  Про зверей не знаю, а вот в реках нет столько рыб, как нам казалось. И мы еще безбрежно в последние дни ловили и стреляли. Таймень так и не видел, и никто не видел. Его здесь нет, если есть то штучно.
- Лично я понял так, хариус в нижних течениях в это время не бывает. Она весь на верхах, ближе снегам. После этого сплава я больше никогда не буду на спиннинг или удочку ловит. Только подводной охотой, выбрал свою рыбку и гоняйся за ней. Азартно, спортивно, честно. Жаль, что хариусов мало, мне до этого казалось, что их как другой рыбы в реке много, - присоединился к разговору  Фикрат.
- Интересно, до этого я много раз рыбачил на хариуса и не задумался ни о чем, - вмешался в диалог Трусов и продолжил.
- Я удочкой наловил 2 штуки, с ружьем один. Под водой хариус не только рыба, он еще твой противник.  Ты ему в лицо смотришь, начинаешь уважать свою жертву, если даже удачно, то много не сможешь добыть.
- Выходишь с воды усталый, убитый, если даже не добыл ничего, все ровно счастливый. За то время когда я воде гонялся за рыбой, мог удочкой ни один десяток хариусов выловить.  При этом даже не мог соображать, что ловлю всех рыб на этом участке. В хорошую погоду с одним или двумя червями можно наловить пару десятков хариусов в течении пару часов. Во-о, надо  запретить рыбалку на хариус со всех видов снастей, крючками, блеснами и сетями. Разрешить только охота водными ружьями, - в конце своей речи полувсерьез закончил Николай.
- Мы, начиная с места высадки вертолета в самое верховье реки Народа до сюда, приблизительно 150 км, в каждый яме, за каждым камнем и перекатом осмотрели рыбу. Выше места высадки и ниже рыбы нет. Ту рыбу, которую мы поймали это где то 30 штук, плюс которую видели, в общем счете не более 100 набирается. Допускаю, что не всех заметили и считали, по рекам и «шорам» запрятались, добавлю еще 100, пусть двести. Итого триста хариусов по всей реке Народа.
- Мало и грустно. Мы первые узнали истинное количество этих благородных рыб. Беречь надо их. Беречь.
-  В следующий раз собой лучше больше тушенки, сгущенки с собой возьмем, вкуснее и сытные, чем этот хариус. Мы сюда прилетели не хариусом питаться, а на красивых местах сплавляться. Лично я очень доволен, даже не предполагал, что так будет здорово. И Паша хоть и опоздал за границу, тоже в восторге, - закончил Николай.
........................................

Эпилог: Возвращение в детство

... Не далеко от нас сидя на бревне, палкой разрывая канавы на песке, Андрей пропускает воду с озерца в реку. На воду в своем ручейке из вырытого канавок, бросает листву березы . Старательно, сосредоточено, на лице улыбка. Явно доволен своей заботой. На вопрос, не слишком ли ты счастлив и от чего так?  Он радостно рассказал эпизод от своего раннего детства.
- В колхозном коровнике мать работала дояркой. Пока она коров доила, мы часто с другими пацанами играли в коровнике или бегали на улице. Однажды весной, мы пускали ручейки с озерца с вершине  огромного куча навоза, лежащих рядом с коровником. Навозные кучи было выше, чем сам коровник. Элеватор постоянно и беспрерывно выносил по транспортёрной ленте на улицу свежепарящий жидкий навоз.
Представляйте!, запах навоза тогда я не чувствовал. Сейчас его не переношу, а тогда полез в самую вершину горы навоза, чтобы оттуда пустит ручейки и по ним кораблики, от озерца, где накопилось много воды от оттаявших снегов. Пока копал канавки на горе навоза, не заметил, как одна нога начала застревать в навозе.
Как сегодня помню. Одну ногу вот - вот вытащу, как чувствую, что вторая нога еще глубже уходит в навоз….
Помню, ногам и телу было тепло, уютно, но бля... страшно. Представляйте? я медленно всасывался в навозный уютный мир…. Я давай истерический кричать, плакать громко. От махания рук, в лицо и в рот куски навоза с сенным кислым запахом до сих пор чувствую….
Всеобщий хохот десяток крепкий мужиков наверняка  напугал зверей в округе  реке Народа.
- Короче ты Андрей по уши был в дерме, - добавил в шутку кто то.
- Я вам больше не… не расскажу. Да пошли вы на … туда…
- Короче, меня взрослые вытащили,- укоротил свой рассказ Андрей, показывая мнимое неудовольствия от смеха окружающих, а сам больше всех хохотал. Через пару минут вытирая слезы от смеха, грустно сказал.
– Если бы Бог дал мне возможность, я бы без раздумий вернулся туда, в мое беззаботная детство. Подальше от сегодняшних проблем. Жил в счастье, в своем навозном раю, пускал ручейки и кораблики.
 - Не горюй, Петрович, вот мы все вернулись в свое детство на целых 10 дней к реке Народа. Отдохнули классно! Пускали себя ручейки, кораблики, и сами плавали на корабле своего детства, и еще, что самое важно  навозом совсем не пахло!, - после минутного молчание произнес Николай.
- Мужики! хорош, пора собираться, поехали побыстрее, жрать хочется уже невмоготу, - предложил Евгений Шаталов выпывая свою долю сто грамм водки сберегающего кем то как символ мужской сили воли,  и демонстративно показывая неудовольствие вылил со своего блюдца вареные в воде без масла и соли постные грибы красноголовки, и пошел отключать свой генератор.
.....................................................
.. Сегодня в десятый день мы собрались в путь последний раз. Если без остановок, то полдня хода до цивилизации - в Саранпауль
Народ усталый, безразличный, голодный, полусонный, чумазый, небритый, не мытый...
Я тоже такой, я еще вдобавок больной.
Мне домой в Саранпауль хочется, чего-нибудь горячего, да хоть просто куска хлеба, настоящего чая или кофе с двумя кусками сахара и конфетами, к жене хочется, в баню греться хочется.
И отдохнуть от этого "классного отдыха" на недельку хочется.

Tags: Приполярный Урал, путешествия, рыбалка, сплав, туризм, хариус
promo markosyan_usik апрель 13, 2015 16:05 221
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…