Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

Автозимники ХМАО - Югра

Намеренно в этой статье не употребляю слова "коррупция", "откаты", "интересы", "кумовство", "бардак".

"Трое жителей ХМАО проезжали по переправе, автомобиль провалился под лед на том месте, где недавно утонула груженая машина, которую вытащили, а место не обозначили. Водитель и второй пассажир погибли." - такие новости в округе стали обычними:


Несмотря на то, что ХМАО считается одним из самых богатых субъектов России, добывая 3/4 российской нефти, обеспечивая 1/5 часть бюджета страны, и в то же время это один из самых необустроенных округов по условиям проживания для части ее населения. Из-за сложнейших климатических особенностей: кругом тайга, болота, река, в регионе отсутствуют автодороги между части населенных пунктов. Только в зимние 2-3 месяца действуют автозимники.



В отдаленных поселениях предприниматели запасаются продуктами на время распутицы, завозя их водным транспортом. Обычно в начале декабре запасы иссякают. И когда задерживается открытие зимних дорог, то это настоящая катастрофа для людей, проживающих на тех территориях. Конечно, о полноценном и здоровом питании людей, тем более детей, и в детских учреждениях говорить не приходится.

И чуть не каждый новогодний вечер, когда летают брызги от шампанского Perrier-Jouet на столах окружных чиновников, например, в Саранпауле, оставаясь без зимних дорог, соответственно при пустых прилавках в магазинах, приходится после НГ поздравления Владимир Владимировича выпить, и закусить бутербродом, намазанным  давно просроченным кетчупом.



Согласно распоряжению главы региона, автозимники в округе должны быть введены в эксплуатацию до 25 декабря. И так срок сдачи под самый новый год, это издевательство над живущими здесь людьми, а тут еще каждую зиму часть участков вводится после новогодних праздников. В правительстве округа это связывают с аномально теплой погодой, или экзотическими причинами, не признавая плохой организации. Иначе не объяснить, почему, например, на участке Хулимсунт – Няксимволь, который на 300км южнее Саранпауля, и, значит, там на несколько градусов теплее, зимник каждый год открывается раньше, чем здесь.
Раз сложивший беспорядок открыто не обсуждается, то он стал ежегодным порядком. Хуже тем, что северяне, соглашаясь с такой ситуацией, успокаивая себя "Не такое видели. Вон в Украине еще хуже".

Я житель и предприниматель в ХМАО. Так что много лет, страдая, наблюдал, и понимаю, что к чему. Поделюсь некоторыми выкладками.

Устройство, содержание зимних автодорог и ледовых переправ общего пользования в ХМАО осуществляется согласно государственной программе и финансированию. Гос. заказчик - департамент дорожного транспорта Югры, который в последние годы функцию заказчика и часть контроля передоверил ген. подрядчику  АОГК «Северавтодор» - гиганту в строительстве асфальтовых дорог в округе.
Ген. подрядчик, не имея возможности самому заниматься, участки передоверяет другим подрядчикам, часто не тем, кто может работать.
В прошлом году строительство половины всех зимних дорог в Березовском районе доверил уже обанкротившейся организации, которая никогда не занималась зимниками. Только после шума в СМИ, в срочном порядке нашли другого подрядчика, который только в конце января сдал зимник.
В этом году снова доверили "Газотрасса - Саранпауль" не имеющему в этом деле опыта подрядчику. Сегодня 26 декабря, как рассказывают там еще конь не валялся. Значит, как и в прошлом году, село будет сидеть без свежих продуктов. А таких случаев в округе много..

Долгие годы департамент дорожного транспорта округа не управлялся с функцией заказчика и контроля.
Департамент, передавая функции заказчика организации, у которой этот вид работ был несовместим с его основной деятельностью, тем не менее, как бы снимал с себя ответственность. В итоге ситуация стала похоже, как если бы больница здоровье человека передоверила в бюро ритуальных услуг.

Заметно, что у правительства округа внимание к устройству и содержанию автозимников и ледовых переправ - второстепенное. Все равно, весна придет, всё растает. Обычное отношение, какое бывают у временщиков, вахтовиков. Нет никаких долгосрочных планов развития.
При этом, когда качество зимников с каждым годом только ухудшается, они ужесточают требования, заставляют подрядчиков больше бессмысленно расходовать, как, например, устанавливая на переправах какие-то балки для проживания, туалеты, и прочее.
Показывают ложную заботу о безопасности людей, "не разрешить, не дать проехать, запретить", вместо того, чтобы раньше вводить в эксплуатацию и людей не мучить..

- Установка знаков в автозимниках, на переправах до смешного доходить. То на переправе поставят знак разрешаемую массу 20т, а рядом предупреждающий трафарет.






- Ежегодно в округе строятся и обслуживаются 2400 км дорог и 80 переправ. На эти работы 2016 году выделялось из бюджета в сумме почти 1/3 миллиарда.
Плохо тем, что расценки на эти работы три раза ниже, чем у северного соседа, ЯНАО.
Необоснованное занижение себестоимости работ в ХМАО сказывается на качестве работ, не позволяет привлекать более серьезных подрядчиков на долгосрочной основе.

- В округе, кроме общего пользования, строятся еще "газпромовские" автозимники и переправы, составляя часть общей зимней дорожной сети. Раз они ведомственные, они не подконтрольны, так что к ним за качество не придерешься. Открывают поздно, могут и не вводить совсем, содержать паршиво, отсутствуют дорожные знаки и указатели. Такой "газпромовский" 140 км-й  участок  "Агириш - Хулимсунт". А есть еще "Светлый - Игрим". В этих участках потеряться, застрять или утонуть легко, сотни водители мои слова подтвердят.
 Ситуация хуже тем, что зимняя дорожная сеть в ХМАО без "газпромовских участков" получается бесполезной. К "газпрому" нет претензии, их участок, когда хотят, откроют. Как в этом году, участок  "Агириш - Хулимсунт" еще не готов, и никто не может сказать, газпром откроет или нет.

- Любой человек, хоть однажды проехав по «зимникам» ХМАО, сразу заметит их нелогичный путь. Вот на примере автозимника: «Газотрасса–Саранпауль» – 160км. Он бесконечно виляет, то идет зигзагообразно. В результате лишних маневров удлиняет путь как минимум на 50 км. А переправы на реках выбраны в самых неподходящих местах. В самом деле, этот
автозимник – есть старая оленеводческая варга, геофизическая магистраль, буровой профиль.
Автор этой статьи лично во время работы в геологии с 1984-1993 годах для перевозки буровой вышки, с бригадой, бензопилами «Дружба» и с двуручными пилами и топорами, пилил и рубил большую часть этой дороги. Каждый раз, проезжая по ней, смотря, как за два десятка лет не одного километра дороги не обновили, не укоротили, не спрямили, так и по всему ХМАО, то на ум приходит, кроме "вахтовики", еще слово "паразиты".

- Такое ощущение, что в правительстве округа явно не задумываются, или не хотят думать, что автозимники стали острой необходимостью, что для части населения в округе основные тавароперевозки проводятся именно по ним в течение зимних 2-3 месяца. Что каждый день опаздание с открытием зимников, это по масштабе округа приносит сотни миллион рублей убытков.
Так как тавароперевозки водным путем стали дороже и сложнее по причине того, что водный транспорт, построенный во время Брежнева, сгнил, а за последние 20 лет ни одной баржи или катера не построено в Обском бассейне.
- Что в сравнение с теми коммунистическими временами, сейчас снабжение населения требуется более оперативно и на постоянной основе..
- Что люди даже в отдаленных поселениях приобрели легковые машины в колоссальных количествах, и для них стало потребностью на них путешествовать по зимникам.

Согласно квалификации по нашим автозимникам, которые считаются общего пользования, как будто можно проехать фурами и полуприцепами. О каких фурах может быть речь, если шосейные десяточники с большим трудом не всегда проезжают. Переварачываются вездеходные камазы даже.


Рейс 10т-го камаза с 8 тонн грузом с ЕК до Саранпауль обходится за сто тысяч, при том желающие ехать категорично мало. А если еще дорога не готова для поездки, как на сегодняшний день «Газотрасса–Саранпауль», проезжая всякие кордоны типа "не разрешить, не дать проехать, запретить", то совсем можно залететь на миллионы рублей.




Хотелось поверить, что проблема с автозимниками выпало из поля контроля губернатора округа и высших властей.

Смело констатирую, от зимних дорог и переправ в ХМАО в ближайшие десятки лет никуда не деться, так как особенность местного климата и рельефа это диктует. В Югре есть поселения, где в основном живут коренные жители этого края. Это на их землях когда-то нашли нефть, газ, благодаря чему в Югре города построились, Россия с колен встала. Этих людей, и еще много других людей, проживающих на просторах Югры, никуда не деть.
Значит, до них ежегодно надо строить автозимники.


Может, пора замен этих "варга" , "буровых профилей", "газпромовских" построить новые автозимники?
Чтобы людей не мучить, и не ждать до 25 декабря, может, пора внедрить систему поэтапного ввода в эксплуатацию дорог и переправ, с ограниченной грузоподъемностью?


Ой, это я кого спрашиваю?



А пока остается на НГ помечтать, что поскорее закончится вахта этих людей.

Канадский север, зимники.


Tags: Саранпауль, ХМАО ЮГРА, памятники эпоха безрассудство, политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo markosyan_usik april 13, 2015 16:05 221
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments