Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

Я не такой, как другие

Как жить в мире, если эта  мысль сбивает тебя  с пути,  отталкивает от общества, мучает страхами о неизбежном раскрытии  личной  тайны, и каждый раз после сцен во сне,  просыпаясь в поту, не радужные перспективы видеть в будущем...
Играя в деревенском школьном дворе, по соседству со  своим  домом, 4-летний мальчик со следами слёз  на лице, на ответ  сколько будет, если 2-х или 3-х значные  цифры  помножить  или поделить, моментально точными математическими знаниями  удивлял  собравшихся вокруг него  учителей и школьников.
Так вспоминали про этого мальчика родители много лет спустя.

Еще до 4-5 класса  задания уроков на завтра он успевал писать и учиться прямо в классе,  пока учитель еще рассказывал. Не было удивительно, когда учителя его водили на уроки к старшеклассникам,  чтоб  стыдить их,  показывая как мальчик из нижнего  класса  решает их  задачи по математике.

Однако в 6-7 классах мальчик начал понимать,  что он не умеет выговаривать  букву *Р*, что   он не такой, как другие дети.
Вместо буквы *Р*  мягкого или твердого  звучания,  выдавливалось  языком нечто подобное звукам *лла* или  *лда*.  Хотя мальчик был драчуном  и мог с кулаками наброситься, но сверстники тихо в стороне посмеивались.  Да и некоторые учителя и взрослые тоже.

С 8-го класса, дабы не стать объектом насмешек, он часто переставал  отвечать  на уроках. А когда вынужденно отвечал, то  пытался  менять слова с наличием этой  отвратительной  буквы  в предложениях, на другие слова. Но не  каждый раз ему удавалось преодолевать подобные препятствия. Тогда он вынужденно молчал, как будто не помнил урок. А после подсказки учителей или одноклассников, он упорно продолжал молчать, как будто обиделся.

Вне уроков  было легче общаться. Со временем он научился обходиться,  находя себе подходящие слова. Сверстники уже привыкли к его  странному словообмену  при общении с ним, а  9-10 - ом классах вовсе уже забыли про его языковую  проблему. А он, чтобы быть всегда готовым, если  кто-то случайно откроет его тайну и посмеет посмеяться  над ним, наказать   обидчика  физически. Поэтому он в подвале своего дома, в  тайне от всех, накачивал мышцы, используя вместо  штанги и гири, баллон  от  газовый плиты.

Со временем в 9-10 классах, у некогда одаренного ученика началось отставание в учебе, полностью пропало желание выходить к доске, отвечать с места на  любые вопросы учителей. На месте когда-то  одних пятёрок,  он стал  получать  уже четверки, тройки и даже двойки.

Но, несмотря на сложившуюся  тупиковую  ситуацию, он еще  с детских лет был заряжен амбициями  и, как умный человек, понимая свои возможности,  иногда как бы дразнил учителей, привлекая особое внимание к своим  способностям во время письменных заданий, особенно в математике и геометрии. Однако учителя потом усердно требовали повторять написанное устно. Но не получая ответ от ученика, впадали в замешательство, не догадываясь, что в текстах по  математике и геометрии полно букв твердого и мягкого *Р*, что для мальчика отвечать устно, равносильно тому, как пройти по  сплошному минному полю.

Учителя порой были в ярости от его поведения, им казалось ученик  игнорирует  их подсказки и помощь.

Не раз они  жаловались его  родителям, а  те  беспомощно  разводили  руками, не понимая,  что случилось с их талантливым сыном.

Приводили к строгому директору школы, в его кабинет. А тот тоже важно умел только требовать отвечать на уроках, и всё.

А бывало даже и  рукоприкладство. Молодой учитель преподающий математики и геометрии в 9-ом и 10-ом классах два раза поломал  указательную палку,  ударяя от злости ученика  по голове.

В классе от подобных сцен было весело, только мальчику и учителю  было не до веселья. Подросток переносил унижение легко, так как знал за что. Труднее было учителю, который давно подозревал неладное в поведении  ученика и никак  не мог догадаться в  чём причина, не мог "расколоть" его, хотя   очень стремился к этому.
А однажды он даже вытащил ученика в коридор, когда тот в очередной раз как будто ему игнорировал, и со слезами на  глазах попросил: «Прошу, умоляю тебя, скажи, У..., когда я тебя обидел?  Прости, если что.  Прошу, отвечай у меня  на уроках. Ты владеешь лучше всех в школе знаниями, давай помиримся, У...!», - беспомощно  предложил он в конце.
И хотя у школьника была симпатия к этому учителю,  он не  стал признаваться, так как понимал, что тот  не сможет ему помочь в исправлении дефекта речи.
Учитель математики был среди мальчиков "свой парень", а у девочек еще больше.  С ним дружили его друзья с класса,  и  он тоже мечтал дружить и общаться с ним.  А когда после уроков друзья снова оставались с учителем общаться, он шел домой один, а все мысли были «там».
Однажды тот учитель  пригласил  и его  вместе с друзьями остаться после уроков, но ученик не остался, так как понимал: налаживание  отношений с учителем  вновь приведет к его необъяснимую поведению...

Перед выпускными  экзаменами  мальчик, чтобы поступить в институт,  последние пару месяцев собрался и подготовился хорошо.
На экзаменах он просил учителей,  во что бы то ни стало, не перебивать его и  не делать замечаний, когда он будет  отвечать. В итоге все  экзамены сдал на пятёрки, кроме математики, которую преподавал тот же молодой учитель.

На письменном экзамене по математике он  должен был получить пятёрку, возможно единственную в классе, так как он не только свое задание решил, но и помогал одноклассникам для решения их вариантов. Но во время объявления оценок оказалось, что  несколько учеников в классе получили 5, а он 4.  После возмущения  одноклассников в поддержку того ученика, учитель и директор обещали исправить на 5, если тот скажет слово в свое защиту. Того ученику стало понятно, что  это учитель математики вместе, возможно с директором школы, задумали эту сценарию.

Даже спустя сорок лет, тот ученик не может понять почему он оказался доволен оценкой  4, чем и привел учителя в полнейшее расстройство. Разочарованный учитель математики  сказав: «Хотя так получилось,  но имейте в виду, оценку пять в этом классе заслуживает только один ученик, и вы знаете кто он.»  И  не прощаясь ушёл из класса.
(Как потом оказалось, он сразу покинул школу,  и ударился в этот день в пьянство.))

Господи, ужас, прости меня!  Тем  учеником был я. С тех пор прошло  уже 40 лет, но вспоминается это, как вчерашний день. Тогда,  уходя со  школы домой ( в 9-10 классах мы учились в соседнем селе Караглух), под впечатлением от недавней сцены во время объявления  оценок, злился, что мне поставили  оценку ниже, чем я заслужил. И злился на себя, что я не такой, как другие. Но и внутренне гордился, что экзамен прошел вокруг меня  и в душе грела  мысль, что учителю математики тоже стало плохо.

А водителя грузовика, которому не понравилась наша подростковая безолаберность на дороге,
после того, как он вышел из кабины с монтировкой,  излишне жестоко избыл.  Почему я поступил так
жестоко, так и осталось для меня  загадкой.

(От слов школьных друзей, которые еще много лет продолжали  общаться  с тем учителем, уже будучи не учителем  в той школе, рассказывали, как  он с грустью вспоминал про меня с моим непонятным  поведением.)

Вскоре  я уехал в Ереван поступать в институт, увозя с собой свою тайну.

C высоким баллом, поступил в Политехнический Институт  на горный факультет. Но языковые проблемы с новыми предметами, с обильным присутствием буквой Р,  в городском среде, еще больше одолевали. Скоро учеба перестала меня  совсем интересовать.  С тройками и даже двойками, пересдачами переходил с одного курса  на другой.

Раз за разом, натыкаясь на лекциях, в беседах, на слова  с буквой Р, научился или находить им  синонимы, или  обходить их, как мины в поле. Однако "мин в поле" были много  и обходить становилось невозможно. И часто они появились в самые неподходящие время, и в местах.

Даже девушка, с которой мы год симпатизировали друг другу, потом даже познакомились близко,  имела в своём имени   твёрдую букву "Р"  и в фамилии тоже. И где она училась, где родилась, все что было связано с ней  имело букву "Р".  Я убежал от её, не успев закрепить наши отношения. Она наверняка до сих пор не может понять, что тогда случилось.

Я становился еще больше малообщительным, жизнь для меня стала неинтересной,  без просвета на будущее,  с вытекающими  из-за этого частыми  мрачным мыслями.

Однажды  на  5-м курсе в журнале "Гарун", (в те годы главное  издание литературной жизни Армении), почитал статью  главного редактора, о нечто подобном случае.  Обратился с письмом к ней, рассказав о своей проблеме. Было неожиданно, когда она меня пригласили к себе.  Милая женщина Анжик Акопян приняла меня хорошо, она сама сварила и угощала кофе с шоколадными конфетами, в тот время дефицитными,  расположила  к себе и с сочувствием выслушала. Потом организовала на следующий день встречу с доктором Эльдой Грин, тогда для меня  неизвестной.

Я шёл с волнением на приём к доктору, чувствуя на себе хихикающие взгляды всех мимо меня проходящих людей.

Встреча состоялась, почему то, в Ереванском Государственном Университете. Я зашел в ее кабинет с надеждой, что  там будет  отдельный кабинет, но ошибся. Кабинет оказался комнатой  для отдыха преподавателей, как раз во время перерыва, с более 10 преподавателями. Это потом я узнал, что тот доктор и есть преподаватель психологии ЕГУ.  Она уже знала о моей проблеме и  с ходу,  при всех,  попросила  выговорить букву Р.  На жалкую мою попытку шёпотом выговорить слово  с  буквой  Р,  со всех сторон преподаватели накинулись на меня, мол,  что нормально, что получается.  Потом психолог посоветовал в одиночестве,  в саду, громко растягивая, выговаривать слова с буквами Р многократно. При этом, чем громче, тем лучше. Потренироваться несколько дней и зайти к ней домой на проверку.

Через 15 минут, оказавшись в безлюдном месте в ближнем городском саду, после нескольких попыток, пришла уверенность, что в самом деле у меня уже получается.
Помнится, в этот день все люди в Ереване мне улыбались, весеннее  солнце светило красиво, а птички в саду пели со мной, повторяя за мной р-р-р )) на своем языке чи-р-ик, чи-р-ик ))).  А лучше всего получилось повторять за мной у ворон.
Благодаря встрече с хорошими людьми у меня давно всё в порядке: ко мне вернулись уверенность, общительность и любовь к людям.

А могло быть совсем иначе...
А вы,  родители, задаетесь вопросом, почему ваши дети со временем  стали не такими, как другие?

Маркосян  Усик,
(Հուսիկ Մարկօսյան  գ. Թառաթումբ)
Tags: Армения, Таратумб, здоровье, природа жизни, Թառաթումբ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo markosyan_usik april 13, 2015 16:05 221
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Bestk_markarian

February 7 2018, 22:12:49 UTC 8 months ago

  • New comment
Класса до третьего "р" не выговаривал, были тоже проблемы. Во втором классе отказалася читать текст на букву "р", мне поставили двойку. Потом мама пришла объясняться с учительницей. Постепенно все наладилось. Так что хорошо понимаю твои прошлые проблемы.
К своим детям стараюсь относиться так же внимательно, как ко мне относились и мои родители...