Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

Автозимники Саранпауль (ХМАО) дороги жизни

На Новый Год Саранпауль останется без продуктов.
Скорее всего да! Потому что пословица «На Бога надейся, а сам не плошай» для подрядчиков автозимников не указ. У них свое: «В декабре будет мороз – и будет дорога». И вот скоро Новый Год, морозов мало, и зимника, связывающего поселения с «цивилизацией», нет. Но отсутствие морозов тут ни причем.
DSC_0837

Типичный автозимник в наших краях: Заснеженный трек по лесам, через застывшие болота, замерзшие реки, многочисленные ручьи, ямы, километровые опасные промоины в колеях и пустоты, засыпанные снегом.


Саранпауль 26

Местами этот снежный путь обозначен разноборазными предупреждающими знаками, местами без знаков, но с опасными поворотами, подъемами, спусками, склонами, скользкими съездами и море других сюрпризов.

DSC_7079 — копия

Проблемы со строительством автозимников к Саранпаулю и их обслуживанием повторяются из года в год. Обычно первые рейсы по нашим зимникам – это битва за выживание. Почти как 20 лет их строительство финансируется из бюджета, и каждый год они открываются официально после того, как уже легковые и  грузовые машины с грузом, не дожидаясь их открытия, разъезжаются по ним. Именно эти же машины проминают и раскатывают зимник, облегчая подрядчикам сдачу дорогу комиссии.

Но не всегда так гладко эти машины раскатываются по несданному автозимнику.
Автозимник перед открытием представляет собой сплошные опасности. С колеи направо или налево полшага – и можно застрять так, что без мощной тракторной тяги не вытащить машину. Да, и на своей колее тоже можно застрять с такими же последствиями. Вспоминаю сотни случаев, когда грузовые машины с товарами застревали и переворачивались на еще несданных и уже сданных наших автозимниках. И каждый раз приходилось предпринимателям перегружать их, спасать водителей, продукты, вытаскивать машину. Во всех случаях несли огромные материальные и финансовые убытки, а ответственность за это строители дорог никогда не несут.

Саранпауль– одно из самых труднодоступных поселений в ХМАО. Летний водный навигационный сезон короткий, начинается поздно и закрывается рано. Плохо тем, что и автозимники открываются поздно, в лучшем случае в третьей декаде декабря. И качество не хорошее, а расстояния большие.

Автозимник – это дорога жизни, без них никак не обойтись в этих краях. Он – единственная возможность для жителей Саранпауля добраться в районные центры, в окружных и городских больницах провериться и лечиться, заниматься своими делами. Рыбакам и охотникам, чтобы провести товараобмен. Для студентов возможность домой приезжать на зимние каникулы. Предпринимателям завезти продукты питания, комбикорм для свиней, оленину вывезти до потребителя, и прочее и прочее ...

Саранпауль связывает с остальным миром два  автозимника:

Саранпауль–газотрасса(154 км) – Югорск. По нему осуществляется перевозка снабжения села из городов. Субподрядчик АО "Автодорстрой"

Саранпауль–Ломбавож– Сосьва –Сартиня–Игрим(300км) – Березово. Субподрядчик АО "Автодорстрой"

В этом году в декабре морозных дней оказались мало, под снегом болота и ручей не замерзли. Но причина задержки автозимников не в этом, а из-за подрядчиков, которые поздно начали проминать дорогу. Но и не только из-за них. Подрядчики чуть не каждый год меняются, а проблемы не устраняются.

Виноваты те, кто подрядчиков финансирует и контролирует. Скорее всего, это их вина, что такой беспорядок в возведении автозимников у нас. И не только у нас. Если изучать вопрос, то окажется такой же беспорядок и в других местах ХМАО творится.
Такое ощущение, что в части строительства автозимников и переправ в округе нет понятных правил, долгосрочного планирования, контроля исполнения работ, отсутствуют регламентирующие нормы и требования. И распределение участков проводится по непонятным критериям, поскольку неспособные подрядчики выигрывают у них конкурс, как в нашем случае.

«В декабре будет мороз – и будет дорога»,– чуть ли не официальным аргументом стала эта фраза.
Вот поэтому, если одни подрядчики с первыми морозами в ноябре начинают строить зимники, заливают переправы, то другие ждут, когда земля, болота, ручья замерзнут до "недр". В результате у первых в начале декабря уже грузовики разъезжаются по укатанным зимникам, а у вторых строители еще ждут декабрьских Дедушку морозов.

Иначе не объяснить, почему, например, участок Хулимсунт – Няксимволь (родина Собянина), который на 300км южнее Саранпауля, и, значит, там на несколько градусов теплее, уже готов, а у нас нет.

DSC_9771

Или еще факт, оленеводческий совхоз в Саранпауле, не имея возможности, протоптал 150км через много карстовых озер к горам, не получив ни одного рубля из бюджета, провел забой, и уже вывез всю оленину в село, чтобы до Нового Года отправить потребителю на большую землю.

А у некоторых подрядчиков одни только «причины» и никаких «возможностей». При том, что деньги за подряд немалые, десяток миллионов за каждые сто километров дороги. Даже если часть уходит на откаты, и то эти деньги большие для таких работ.

Конечно, уже потом, когда дорога укатается, по нашим зимниками путешествовать становится приятно, как будто по волшебному миру. Именно потому к нам в Саранпауль зимой приезжают сотни путешественников на своих машинах.

Кстати, из-за того, что по нашему зимнику не проходят фуры, а только Камазы «десятка» (груз 8-10тонн, рейс 85тыс. рублей), и то в большинстве вездеходные, цена продуктов получается очень высокая.

Любой человек, хоть однажды проехав по нашим «зимникам», сразу заметит их нелогичный путь. Вот на примере автозимника: «Газотрасса–Саранпауль» – 160км. То он бесконечно виляет, то идет десятки километров прямо, то меняет направление на 90 градусов, в результате лишних маневров намного удлиняя путь. Порой необходимо всего-то пару гнилых сосен спилить, чтобы дорога пошла по ровной почве, или чтобы ручей и склон обойти. Но, чтобы спилить пару сосен, потребуется, как строители утверждают, получить разрешение чуть ли не из Москвы. В самом деле, сегодняшний автозимник– это старая оленеводческая варга, геофизическая магистраль, буровой профиль.

Не ради гордости, а вспоминания по теме.
1993 году я еще работал в «Сосьвапромгеологии», мастером в 112 буровой бригаде. У нас был самый глубокий бурильный станок ЗИФ-1200 в экспедиции. Соответственно бур, вышка были выше, а здание на санях, самое большое по размерам. При положении демонтажа вышка очень далеко торчала сзади здания. Каждый раз от скважины к скважине здание перевозили двумя и тремя тракторными тягами. Профили, по которым мои коллеги уже перевозили свои буровые установки не однажды, нам все ровно непременно приходилось расширять. А раз буровая вышка торчала сзади намного, то на малейших поворотах она цеплялась за деревья, и нам еще приходилось и под ее поворот «гектары» рубить. В том году мне пришлось перевозить буровую и вспомогательные 15 единиц с участка ближе к селуСаранпауль (Угольная база), на сто километровв сторону газотрассы по тогдашней узкой дороге.
25 мартовских дней мы бригадой с бензопилами «Дружба», которые почему-то, как надо было пилить, не заводились, с двуручными пилами и топорами, пилили и рубили – расширяли дорогу. Сотнями метров объездные пути делали, чтобы перевезти буровое здание. (Через год мои коллеги, уже без меня, буровую перевезли почти до газатрассу, также расширяя профиль.)

Каждый раз, когда я проезжаю по этой дороге, то с ностальгией вспоминаю каждый мой трудовой метр.

DSC_0830

И еще наблюдая, как уже десяток нефтяных лет ездят по этим, во времена коммунистов построенным, дорогам, бессмысленно тратя каждый год десяток миллионов рублей, то приходит в голову мысль, что такой подходк делу – это удел временщика, паразитство.

Возможно, до высшего руководства округа не доходит истинная картина вещей. А чиновников, контролирующим эту отрасль, устраивает такой порядок, то есть беспорядок. Исходя из принципа, чем проблемнее, тем сумма финансирования больше.

Думаю было бы по-государственному правильно, если власть к этому делу отнесеться особым подходом. Построить новые автозимники к нуждающим поселениям, которые будут более прямыми, и комфортнее для перевозок людей и грузов.
Так как, на примере Саранпауля,
куда еще асфальтный дорог не построили, поселение никуда не перевезти, людей не переселит.

Надеюсь, кого касается мой пост прямо и косвенно, правильно поймут.
Ничего личного. В очередной раз кто-то миллионы сэкономил, а страдаю я как житель и как предприниматель. Страдает тысяча людей, проживающих здесь. Дети останутся без новогодних подарков, привычных мандаринов... Организации не смогут вывести мясо и рыбу к потребителям именно к Новогоднему столу. Свиноводческая ферма, не дожидаясь доставки комбикорма, усиленно сокращает поголовье подопечных. Разрушаются у людей планы, и даже судьбы.

А пока кое-какие продукты еще есть в магазинах. Но ассортимент не годится, чтобы празднично встречать Новый Год.
(фото от 25.12.17г)






Но ничего, саранпаульцам такое положение привычно, «продержаться» и от голода не помрут. У каждого в доме что-то есть, главное – телевизор со спутниковой антенной есть. Так что будут кушать что в запасе, и радоваться, слушая новогодние поздравления Владимир Владимировича в очередной энный раз.

О нашей проблеме напечатали muksun.fm/2017/12/27/ni-mandarinov-ni-shampanskogo/

Tags: Саранпауль, ХМАО ЮГРА
Subscribe
promo markosyan_usik april 13, 2015 16:05 218
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

BestAnonymous

January 10 2018, 18:19:24 UTC 4 months ago

  • New comment
Аркадий житель с. Саранпауль: Маркосян прав, молодцы те, кто придумал автозимники. Сколько от этого плюсов знают все. Однако, проезжая по нему, задаешься вопросом, нельзя ли дорогу сделать менее извилистой и с более ровной поверхностью. Ближайшие 20-30 лет асфальтированные дороги нам не построят, а улучшить качество автозимника, полагаю, реально возможно. Выскажу одно из своих предложений по участку дороги от переправы через реку Ляпин до 40 км. Дорога идет постоянно в гору, практический все 20 км. Бугры да ямы, скорость движения 20 км/час. Тут же находится гора, которую водители назвали нецензурным словом. С одной стороны она крутая, с другой косогор с постоянной наледью. Был случай, когда при буксировке автомашины порвался трос, водитель лишился зрения. Знаю, что можно сделать объезд по болоту, однако, со слов подрядчика, это нарушение проекта. Есть ли он этот проект, не знаю. Если есть, то, наверно, устарел. Опять же, за вырубку чахлой болотной сосенки подрядчика накажут, видимо дерево дороже здоровья, а то и жизни человека. При этом у нас сгорает столько леса! Если автозимник от с. Саранпауль сделать по действующей лесовозной дороге до д. Хошлог и далее по бывшей слегка заросшей дороге до. д. Хурумпауль и через сор выйти на переправу (совхоз когда-то возил сено на тракторах), думаю есть плюсы: дорожное полотно будет ровнее, короче, свяжутся населенные пункты, вырастет безопасность пассажирских перевозок. Так же считаю, необходимо поработать и извилистостью трассы. В дневное время суток большая вероятность столкновения со встречной автомашиной в связи с тем, что проезжая часть довольно узкая, нет возможности ехать по своей стороне, невольно движешься посередине (сам был участником такого ДТП). В темное время суток выручают фары.
7 января 2018 года проезжал через п. Приобье, не знал как выехать на автозимник до Игрима, просто нет указателей. Вынужден был останавливаться и спрашивать у знающих водителей. Указатель п. Перегребное завален в снег. Знаю, что движение через Игрим, Березово на Ямал довольно большое. Кто контролирует данный участок? Для кого построен автозимник?