Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

По следам пропавших миллиардов

В УрФО, и даже по России еще десять лет назад громко звучал Мегапроект "УП-УП"  ("Урал Промышленный – Урал Полярный", переименована как "Корпороция Развития").
То, что там проходил отмывка миллиардов, я написал статья 2009 году. Статья кроме прочих мест, втч напечатался в Независимом Газете



О том, что в ООО "Полярный  Кварц"  бабло пилили, я написал пост "Памятник эпохи безрассудства, - Полярный кварц." 2015 году.
Кроме меня про Корпорация Развития (УП-УП) , про Полярный Кварц написали уйма публикация раскрывающие их криминалный суть. А толк ноль,зеро.

Ничего за эти годы не изменилось.
Было бабло, продолжали их "освоивать". Сейчас туго с баблом, тишина, и надежды появление новых бабла..

Недавно мне показали статья Андрея Фатеева
с Тюменского Известия, написанное на основе фонограмма заседания депутатов округа  Югра.  Хотя большая статья, но я прочитал с одним диханием..
Советую!  Статья я бы назвал: "
Полярный кварц (Корпорация развития) - о следам пропавших миллиардов"

Корпорация развития: по следам пропавших миллиардов

Корпорация развития, широко известная ранее как «Урал промышленный — Урал Полярный», получила ещё один шанс. Югорские депутаты дали её руководству время на работу над ошибками. Проверить обещают в конце года.






Рисунок Михаила Ларичева.
Помогите «Газпрому»







Одной из наиболее обсуждаемых тем в Думе Югры стал отчёт руководства Корпорации развития о реализации инвестиционных проектов на территории автономного округа в 2015 году. С докладом перед депутатами должен был выступить генеральный директор корпорации Сергей Маслов, но в самый последний момент его заменил первый зам Павел Кадушин. На эту должность он был назначен немногим более полугода тому назад.

Нефтяная провинция наряду с Тюменской областью и Ямалом является одним из трёх ключевых акционеров корпорации. В её уставный капитал правительство округа с 2005 года перечислило уже 10,8 миллиарда рублей, или более трети всех вложений. Львиная доля средств — 6,7 миллиарда — пошла на строительство инфраструктурных объектов магистрального нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор» в рамках соглашения с «Транснефтью».

Беспартийный депутат Юрий Важенин, ещё недавно возглавлявший компанию «Газпром переработка», с сарказмом предложил заодно профинансировать и «Газпром». Если уж правительство округа решило поддержать за счёт собственного бюджета далеко не бедную «Транснефть». Павел Сидоров, заместитель губернатора Югры, директор окружного департамента экономического развития, поспешил успокоить депутата. Соглашение с «Транснефтью» было сконструировано таким образом, что государственная монополия дополнительно перечислила в бюджет Югры 9,7 миллиарда рублей налогов. Часть этой суммы через взнос в уставный капитал Корпорации развития и пошла на создание инфраструктуры. Округ ровным счётом ничего не потерял. Более того, на территории автономии создано имущество, которое облагается сейчас налогом.

— Не знаю, какими политическими или административными рычагами это достигалось, но «Транснефть» транзитом через региональные бюджеты перевела корпорации в общей сложности 15 миллиардов рублей, — подтверждает Павел Кадушин. — Вот их дружно и тратили все эти годы.

«Всё это где-то похоронено»

По просьбе югорских парламентариев докладчик вычленил из инвестиционного портфеля корпорации пару проектов, реализуемых на территории северной автономии. Первый и главный — «Полярный кварц», который давно уже должен был снабжать мировых производителей микроэлектроники особо чистыми концентратами и нанопорошками. Спустя 18 лет с начала реализации этого амбициозного проекта результат близок к нулю. Второй проект предусматривал создание Северо-Сосьвинского энергетического комплекса по глубокой переработке бурых углей, разведанные запасы которых на Приполярном Урале исчисляются миллиардами тонн. Речь шла о выпуске синтетического топлива, удобрений, химикатов…

Дело дошло до того, что Роснедра грозят отозвать у корпорации лицензию на право пользования недрами. Никаких работ последнюю пятилетку здесь не проводили. Оно и немудрено, ведь реализация проекта во многом зависела от строительства вдоль всего Уральского хребта железной дороги. Дороги, о которой сегодня стараются не вспоминать.

— На проектирование этой трассы Корпорация развития в своё время потратила почти четыре миллиарда рублей, — тяжело вздохнул докладчик.

Юрий Важенин едва не поперхнулся, услышав названную цифру. И уточнил: не ослышался ли? Оказалось, нет. Столь дорогостоящий проект семь лет назад получил положительное заключение Главгосэкпертизы России. Сквозное движение по стальной магистрали обещали открыть уже в 2015 году.

— Где проектная документация находится сегодня, непонятно, — признаётся Павел Кадушин. — Губернатор Наталья Комарова несколько раз писала запрос с просьбой передать её округу. Но всё это где-то похоронено.
— У себя внутри корпорации и не можете найти? — поинтересовался Борис Хохряков, председатель Думы Югры, секретарь регионального отделения «Единой России».
— Не внутри, — пояснил докладчик. — Деньги были федеральные, их целевым образом выделили корпорации, та наняла субподрядчиков, которые сделали проект. Всю документацию сдали в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Больше её никто не видел.

«К пуговицам вопросов нет»

— Я накидал с десяток вопросов, — продолжает Юрий Важенин. — Начиная с того, где деньги, Зин? Теперь понятно, если по четыре миллиарда рублей использовать на проектирование… Мне не понравилось изначально, что доклад представлен только за 2015 год. Нас интересуют все деньги. А так можно каждый год менеджмент менять, и каждый год он будет держать отчёт. Пуговицы крепко сидят? Крепко! К пуговицам вопросов нет? Нету! А костюмчик-то не сшит до сих пор.

Депутат предлагает правительству округа сформировать техническое задание на проведение независимого аудита корпорации и «затвердить» его на Думе. И уже по итогам аудита принимать «взвешенное решение». Павел Кадушин заверяет: руководство корпорации уже подготовило собственное техзадание на проведение независимого аудита, дабы актуализировать проект дальнейшего развития.

«Не может быть и речи»

Единоросс Леонид Михалко, председатель думского комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, призвал докладчика прояснить дальнейшую судьбу инвестиционных проектов.

— Я живу в тех краях и прекрасно знаю: пока мы не придём с дорогой в Саранпауль, ни о каком кварце не может быть и речи, — подчеркнул депутат, возглавляющий Специализированное управление подводно-технических работ №10. — Существующая транспортная схема сверхзатратна, она не позволит ничего сделать. Нужен ли нам вообще «Полярный кварц» в такой ситуации?
— Мы всё-таки не сидим на месте, — оправдывался Виктор Лыгалов, два года назад пришедший в корпорацию на должность заместителя генерального директора с поста заместителя председателя экспертного совета «Совфрахта». — Исправили все кадастровые ошибки, чего не было сделано раньше…

Ждать рентабельности рано?

— И что это дало? — берёт в свои руки инициативу Борис Хохряков.
— Цех в Усть-Пуйве наконец-то может официально работать, — держит ответ Виктор Лыгалов. — Ведём корректировку проекта по заводу в Нягани. Сделали установку непрерывного выщелачивания кварцевой крупки «Гейзер» в Кыштыме. Двигаемся вперёд, мониторим рынок. Но всё быстро так не бывает…

Председатель Думы пытается досконально разобраться во всей цепочке, начиная с добычи кварца.
— Цех в Усть-Пуйве — это сезонная работа, с июня по сентябрь, — замечает Владимир Часовский, год назад назначенный генеральным директором «Полярного кварца». — Потом уже не проехать, дорог там нет. Полностью отсутствует электричество. Я неоднократно задавал вопрос, с какой целью проектировали завод в 50 километрах от Саранпауля? Мне ответили: из-за близости к месторождениям. Сегодня эта «близость» выходит нам двойной перевалкой. Мы везём руду в Усть-Пуйву, выгружаем, дробим, пакуем, загружаем и отправляем на причал в Саранпауль, где опять разгружаем, складируем и ждём баржу, чтобы сплавить в Приобье. А там вновь перегружаем сырьё на машины и везём его в Нягань.
— В Нягани построен цех пока только механического обогащения, где сырьё доводят до более мелкого состояния, — приходит на помощь коллеге Павел Кадушин. — Цех в эксплуатацию официально ещё не введён из-за очень больших расхождений между построенными сооружениями и проектной документацией. Речь шла о строительстве ещё одного цеха — химического обогащения для получения очень дорогих продуктов, что позволило бы нивелировать все транспортно-логистические издержки. Однако анализ, проведённый «PricewaterhousCoopers», показал нерентабельность этого проекта, и в 2010-м этот проект заморозили.
— Вы получали уже продукцию или нет? — желает знать Борис Хохряков.
— Первые два передела полностью работоспособны и позволяют выпускать полупродукт в объёме до 10 тысяч тонн в год, — уходит от прямого ответа докладчик. — Всё, что делается последние два года, это в основном отработка новых технологий для снижения себестоимости следующих переделов. В Кыштыме лабораторно получили партию особо чистого порошка.

Ожидать какой-либо рентабельности пока рано, потому что это тестовые объёмы. Сейчас в Рыбинске делают для нас опытно-промышленную установку, где в реакторе можно будет получить, условно говоря, уже ведро порошка, а потом выходить на промышленные объёмы. Сегодня все только и занимаются, что сохранением созданного имущественного комплекса и наработкой неких новых технологий. На это, видимо, уйдут ещё 2016 и 2017 годы. Когда будет завершён аудит и актуализирована концепция, тогда можно будет принимать решение — вкладываться или нет в глубокое обогащение?

Коту под хвост?

Депутат-единоросс Алексей Андреев, генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан», интересуется размерами необходимых инвестиций и возможными источниками их привлечения.
— Потребуется 40-50 миллионов долларов, минимум двадцать, — прикидывает Павел Кадушин. — Если технико-экономическое обоснование покажет эффективность проекта, то проблем с привлечением инвесторов на последние переделы быть не должно. Если же проект будет признан неэффективным, то нет смысла тратить и средства акционеров.
— И тогда десять миллиардов бюджетных рублей коту под хвост! — делает вывод депутат.
— Ну почему десять? — переспрашивает докладчик. — В «Полярный кварц» было инвестировано менее четырёх миллиардов рублей.

«Остаётся только ждать»

Депутат Александр Колодич, покинувший ряды «Справедливой России», но до сих пор возглавляющий фракцию этой партии в Думе Югры, заметил, что успех любой компании зависит от руководителя. А о какой эффективности, по мнению парламентария, может идти речь, если за последние шесть лет в «Полярном кварце» сменился седьмой руководитель?

На заседании прозвучало немало обвинений в адрес людей, стоявших у истоков «Полярного кварца» (Корпорация развития выкупила предприятие у правительства округа за счёт взносов своих акционеров только в 2011 году).

Евгений Марков, руководитель депутатской фракции ЛДПР, вынужден был попросить участников прений воздержаться от оценок. Объясняется это просто. Нынешний либерал-демократ имеет к многообещающему проекту самое непосредственное отношение. Не без участия Евгения Маркова, которого губернатор Александр Филипенко назначил директором окружного департамента инвестиций, науки и технологий, в 2003-м состоялась торжественная закладка первого камня в основание обогатительной фабрики в Нягани, началось строительство цеха на Усть-Пуйве…

— Те управленцы достигли результата, — убеждён депутат. — Лично я был свидетелем подписания в присутствии Александра Филипенко соглашения с руководством «Sumitomo». Но из-за интриг, как это обычно бывает в России, уважаемая компания отказалась от сотрудничества и уже никогда к нему не вернётся, потому что дорожит своей репутацией.
А вот к Корпорации развития действительно много вопросов. Прежний руководитель в бегах. Объекты не достроены. По теплоэлектростанции «Полярная» в Салехарде целая куча уголовных дел… История с «Полярным кварцем» длится с 1999 года. Новая команда корпорации, в принципе, делает какие-то шаги по получению продукта, который даст возможность выйти на минимальную эффективность. Соответственно, нам в этой ситуации не остаётся ничего другого, как ждать. Предлагаю дать менеджменту время провести намеченную работу, а затем выехать в Нягань. Думаю, к концу года какая-то картинка худо-бедно у вас появится. И вот тогда уже можно делать выводы.

«Денег просить не будем»

Борис Хохряков обратился к чиновникам с просьбой прояснить позицию правительства округа по поводу кварцевого и угольного проектов.

— «Полярный кварц» имеет перспективы, им надо заниматься, — считает Павел Сидоров, заместитель губернатора Югры, директор окружного департамента экономического развития. — Аудит, который запланирован корпорацией, приведёт к перезагрузке проекта с учётом новых реалий в технологиях и на рынке. По бурым углям срок действия лицензии заканчивается. Хотя это и полномочия корпорации, мы как акционеры будем участвовать в процессах. Но нам нужна дополнительная экспертиза для принятия решений.

Алексей Андреев озабочен возвратом многомиллиардных бюджетных инвестиций. Рассчитывает ли правительство Югры когда-либо вернуть хотя бы часть своих денег?

— Мы рассчитываем, как я сказал, на развитие «Полярного кварца» и производство продукции, — рассуждает Павел Сидоров. — На вопрос о том, когда вернутся наши деньги, я бы ответил так: не будет проекта — не будет налогов. Отдачи от проекта мы ждём в ближайшей перспективе. Речь может идти о поступлениях в бюджет сотен миллионов рублей в год.
— Чтобы получить в ближнесрочной перспективе такую отдачу, нам нужно рассмотреть вопрос по строительству дороги от Приобья до Саранпауля, — высказывает пожелание Леонид Михалко. — Хотя бы в щебёночном исполнении. Она откроет нам Приполярный Урал. И не надо будет никакой корпорации. Все мы туда сами пойдём. Эта дорога позволит нам работать там и не просить ни у кого никаких денег.








Tags: Коррупция, ХМАО ЮГРА, политика, помятники эпоха безрассудство

Posts from This Journal “помятники эпоха безрассудство” Tag

promo markosyan_usik april 13, 2015 16:05 221
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments