Усик Маркосян (markosyan_usik) wrote,
Усик Маркосян
markosyan_usik

По следам пропавших миллиардов

В УрФО, и даже по России еще десять лет назад громко звучал Мегапроект "УП-УП"  ("Урал Промышленный – Урал Полярный", переименована как "Корпороция Развития").
То, что там проходил отмывка миллиардов, я написал статья 2009 году. Статья кроме прочих мест, втч напечатался в Независимом Газете



О том, что в ООО "Полярный  Кварц"  бабло пилили, я написал пост "Памятник эпохи безрассудства, - Полярный кварц." 2015 году.
Кроме меня про Корпорация Развития (УП-УП) , про Полярный Кварц написали уйма публикация раскрывающие их криминалный суть. А толк ноль,зеро.

Ничего за эти годы не изменилось.
Было бабло, продолжали их "освоивать". Сейчас туго с баблом, тишина, и надежды появление новых бабла..

Недавно мне показали статья Андрея Фатеева
с Тюменского Известия, написанное на основе фонограмма заседания депутатов округа  Югра.  Хотя большая статья, но я прочитал с одним диханием..
Советую!  Статья я бы назвал: "
Полярный кварц (Корпорация развития) - о следам пропавших миллиардов"

Корпорация развития: по следам пропавших миллиардов

Корпорация развития, широко известная ранее как «Урал промышленный — Урал Полярный», получила ещё один шанс. Югорские депутаты дали её руководству время на работу над ошибками. Проверить обещают в конце года.






Рисунок Михаила Ларичева.
Помогите «Газпрому»







Одной из наиболее обсуждаемых тем в Думе Югры стал отчёт руководства Корпорации развития о реализации инвестиционных проектов на территории автономного округа в 2015 году. С докладом перед депутатами должен был выступить генеральный директор корпорации Сергей Маслов, но в самый последний момент его заменил первый зам Павел Кадушин. На эту должность он был назначен немногим более полугода тому назад.

Нефтяная провинция наряду с Тюменской областью и Ямалом является одним из трёх ключевых акционеров корпорации. В её уставный капитал правительство округа с 2005 года перечислило уже 10,8 миллиарда рублей, или более трети всех вложений. Львиная доля средств — 6,7 миллиарда — пошла на строительство инфраструктурных объектов магистрального нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор» в рамках соглашения с «Транснефтью».

Беспартийный депутат Юрий Важенин, ещё недавно возглавлявший компанию «Газпром переработка», с сарказмом предложил заодно профинансировать и «Газпром». Если уж правительство округа решило поддержать за счёт собственного бюджета далеко не бедную «Транснефть». Павел Сидоров, заместитель губернатора Югры, директор окружного департамента экономического развития, поспешил успокоить депутата. Соглашение с «Транснефтью» было сконструировано таким образом, что государственная монополия дополнительно перечислила в бюджет Югры 9,7 миллиарда рублей налогов. Часть этой суммы через взнос в уставный капитал Корпорации развития и пошла на создание инфраструктуры. Округ ровным счётом ничего не потерял. Более того, на территории автономии создано имущество, которое облагается сейчас налогом.

— Не знаю, какими политическими или административными рычагами это достигалось, но «Транснефть» транзитом через региональные бюджеты перевела корпорации в общей сложности 15 миллиардов рублей, — подтверждает Павел Кадушин. — Вот их дружно и тратили все эти годы.

«Всё это где-то похоронено»

По просьбе югорских парламентариев докладчик вычленил из инвестиционного портфеля корпорации пару проектов, реализуемых на территории северной автономии. Первый и главный — «Полярный кварц», который давно уже должен был снабжать мировых производителей микроэлектроники особо чистыми концентратами и нанопорошками. Спустя 18 лет с начала реализации этого амбициозного проекта результат близок к нулю. Второй проект предусматривал создание Северо-Сосьвинского энергетического комплекса по глубокой переработке бурых углей, разведанные запасы которых на Приполярном Урале исчисляются миллиардами тонн. Речь шла о выпуске синтетического топлива, удобрений, химикатов…

Дело дошло до того, что Роснедра грозят отозвать у корпорации лицензию на право пользования недрами. Никаких работ последнюю пятилетку здесь не проводили. Оно и немудрено, ведь реализация проекта во многом зависела от строительства вдоль всего Уральского хребта железной дороги. Дороги, о которой сегодня стараются не вспоминать.

— На проектирование этой трассы Корпорация развития в своё время потратила почти четыре миллиарда рублей, — тяжело вздохнул докладчик.

Юрий Важенин едва не поперхнулся, услышав названную цифру. И уточнил: не ослышался ли? Оказалось, нет. Столь дорогостоящий проект семь лет назад получил положительное заключение Главгосэкпертизы России. Сквозное движение по стальной магистрали обещали открыть уже в 2015 году.

— Где проектная документация находится сегодня, непонятно, — признаётся Павел Кадушин. — Губернатор Наталья Комарова несколько раз писала запрос с просьбой передать её округу. Но всё это где-то похоронено.
— У себя внутри корпорации и не можете найти? — поинтересовался Борис Хохряков, председатель Думы Югры, секретарь регионального отделения «Единой России».
— Не внутри, — пояснил докладчик. — Деньги были федеральные, их целевым образом выделили корпорации, та наняла субподрядчиков, которые сделали проект. Всю документацию сдали в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Больше её никто не видел.

«К пуговицам вопросов нет»

— Я накидал с десяток вопросов, — продолжает Юрий Важенин. — Начиная с того, где деньги, Зин? Теперь понятно, если по четыре миллиарда рублей использовать на проектирование… Мне не понравилось изначально, что доклад представлен только за 2015 год. Нас интересуют все деньги. А так можно каждый год менеджмент менять, и каждый год он будет держать отчёт. Пуговицы крепко сидят? Крепко! К пуговицам вопросов нет? Нету! А костюмчик-то не сшит до сих пор.

Депутат предлагает правительству округа сформировать техническое задание на проведение независимого аудита корпорации и «затвердить» его на Думе. И уже по итогам аудита принимать «взвешенное решение». Павел Кадушин заверяет: руководство корпорации уже подготовило собственное техзадание на проведение независимого аудита, дабы актуализировать проект дальнейшего развития.

«Не может быть и речи»

Единоросс Леонид Михалко, председатель думского комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, призвал докладчика прояснить дальнейшую судьбу инвестиционных проектов.

— Я живу в тех краях и прекрасно знаю: пока мы не придём с дорогой в Саранпауль, ни о каком кварце не может быть и речи, — подчеркнул депутат, возглавляющий Специализированное управление подводно-технических работ №10. — Существующая транспортная схема сверхзатратна, она не позволит ничего сделать. Нужен ли нам вообще «Полярный кварц» в такой ситуации?
— Мы всё-таки не сидим на месте, — оправдывался Виктор Лыгалов, два года назад пришедший в корпорацию на должность заместителя генерального директора с поста заместителя председателя экспертного совета «Совфрахта». — Исправили все кадастровые ошибки, чего не было сделано раньше…

Ждать рентабельности рано?

— И что это дало? — берёт в свои руки инициативу Борис Хохряков.
— Цех в Усть-Пуйве наконец-то может официально работать, — держит ответ Виктор Лыгалов. — Ведём корректировку проекта по заводу в Нягани. Сделали установку непрерывного выщелачивания кварцевой крупки «Гейзер» в Кыштыме. Двигаемся вперёд, мониторим рынок. Но всё быстро так не бывает…

Председатель Думы пытается досконально разобраться во всей цепочке, начиная с добычи кварца.
— Цех в Усть-Пуйве — это сезонная работа, с июня по сентябрь, — замечает Владимир Часовский, год назад назначенный генеральным директором «Полярного кварца». — Потом уже не проехать, дорог там нет. Полностью отсутствует электричество. Я неоднократно задавал вопрос, с какой целью проектировали завод в 50 километрах от Саранпауля? Мне ответили: из-за близости к месторождениям. Сегодня эта «близость» выходит нам двойной перевалкой. Мы везём руду в Усть-Пуйву, выгружаем, дробим, пакуем, загружаем и отправляем на причал в Саранпауль, где опять разгружаем, складируем и ждём баржу, чтобы сплавить в Приобье. А там вновь перегружаем сырьё на машины и везём его в Нягань.
— В Нягани построен цех пока только механического обогащения, где сырьё доводят до более мелкого состояния, — приходит на помощь коллеге Павел Кадушин. — Цех в эксплуатацию официально ещё не введён из-за очень больших расхождений между построенными сооружениями и проектной документацией. Речь шла о строительстве ещё одного цеха — химического обогащения для получения очень дорогих продуктов, что позволило бы нивелировать все транспортно-логистические издержки. Однако анализ, проведённый «PricewaterhousCoopers», показал нерентабельность этого проекта, и в 2010-м этот проект заморозили.
— Вы получали уже продукцию или нет? — желает знать Борис Хохряков.
— Первые два передела полностью работоспособны и позволяют выпускать полупродукт в объёме до 10 тысяч тонн в год, — уходит от прямого ответа докладчик. — Всё, что делается последние два года, это в основном отработка новых технологий для снижения себестоимости следующих переделов. В Кыштыме лабораторно получили партию особо чистого порошка.

Ожидать какой-либо рентабельности пока рано, потому что это тестовые объёмы. Сейчас в Рыбинске делают для нас опытно-промышленную установку, где в реакторе можно будет получить, условно говоря, уже ведро порошка, а потом выходить на промышленные объёмы. Сегодня все только и занимаются, что сохранением созданного имущественного комплекса и наработкой неких новых технологий. На это, видимо, уйдут ещё 2016 и 2017 годы. Когда будет завершён аудит и актуализирована концепция, тогда можно будет принимать решение — вкладываться или нет в глубокое обогащение?

Коту под хвост?

Депутат-единоросс Алексей Андреев, генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан», интересуется размерами необходимых инвестиций и возможными источниками их привлечения.
— Потребуется 40-50 миллионов долларов, минимум двадцать, — прикидывает Павел Кадушин. — Если технико-экономическое обоснование покажет эффективность проекта, то проблем с привлечением инвесторов на последние переделы быть не должно. Если же проект будет признан неэффективным, то нет смысла тратить и средства акционеров.
— И тогда десять миллиардов бюджетных рублей коту под хвост! — делает вывод депутат.
— Ну почему десять? — переспрашивает докладчик. — В «Полярный кварц» было инвестировано менее четырёх миллиардов рублей.

«Остаётся только ждать»

Депутат Александр Колодич, покинувший ряды «Справедливой России», но до сих пор возглавляющий фракцию этой партии в Думе Югры, заметил, что успех любой компании зависит от руководителя. А о какой эффективности, по мнению парламентария, может идти речь, если за последние шесть лет в «Полярном кварце» сменился седьмой руководитель?

На заседании прозвучало немало обвинений в адрес людей, стоявших у истоков «Полярного кварца» (Корпорация развития выкупила предприятие у правительства округа за счёт взносов своих акционеров только в 2011 году).

Евгений Марков, руководитель депутатской фракции ЛДПР, вынужден был попросить участников прений воздержаться от оценок. Объясняется это просто. Нынешний либерал-демократ имеет к многообещающему проекту самое непосредственное отношение. Не без участия Евгения Маркова, которого губернатор Александр Филипенко назначил директором окружного департамента инвестиций, науки и технологий, в 2003-м состоялась торжественная закладка первого камня в основание обогатительной фабрики в Нягани, началось строительство цеха на Усть-Пуйве…

— Те управленцы достигли результата, — убеждён депутат. — Лично я был свидетелем подписания в присутствии Александра Филипенко соглашения с руководством «Sumitomo». Но из-за интриг, как это обычно бывает в России, уважаемая компания отказалась от сотрудничества и уже никогда к нему не вернётся, потому что дорожит своей репутацией.
А вот к Корпорации развития действительно много вопросов. Прежний руководитель в бегах. Объекты не достроены. По теплоэлектростанции «Полярная» в Салехарде целая куча уголовных дел… История с «Полярным кварцем» длится с 1999 года. Новая команда корпорации, в принципе, делает какие-то шаги по получению продукта, который даст возможность выйти на минимальную эффективность. Соответственно, нам в этой ситуации не остаётся ничего другого, как ждать. Предлагаю дать менеджменту время провести намеченную работу, а затем выехать в Нягань. Думаю, к концу года какая-то картинка худо-бедно у вас появится. И вот тогда уже можно делать выводы.

«Денег просить не будем»

Борис Хохряков обратился к чиновникам с просьбой прояснить позицию правительства округа по поводу кварцевого и угольного проектов.

— «Полярный кварц» имеет перспективы, им надо заниматься, — считает Павел Сидоров, заместитель губернатора Югры, директор окружного департамента экономического развития. — Аудит, который запланирован корпорацией, приведёт к перезагрузке проекта с учётом новых реалий в технологиях и на рынке. По бурым углям срок действия лицензии заканчивается. Хотя это и полномочия корпорации, мы как акционеры будем участвовать в процессах. Но нам нужна дополнительная экспертиза для принятия решений.

Алексей Андреев озабочен возвратом многомиллиардных бюджетных инвестиций. Рассчитывает ли правительство Югры когда-либо вернуть хотя бы часть своих денег?

— Мы рассчитываем, как я сказал, на развитие «Полярного кварца» и производство продукции, — рассуждает Павел Сидоров. — На вопрос о том, когда вернутся наши деньги, я бы ответил так: не будет проекта — не будет налогов. Отдачи от проекта мы ждём в ближайшей перспективе. Речь может идти о поступлениях в бюджет сотен миллионов рублей в год.
— Чтобы получить в ближнесрочной перспективе такую отдачу, нам нужно рассмотреть вопрос по строительству дороги от Приобья до Саранпауля, — высказывает пожелание Леонид Михалко. — Хотя бы в щебёночном исполнении. Она откроет нам Приполярный Урал. И не надо будет никакой корпорации. Все мы туда сами пойдём. Эта дорога позволит нам работать там и не просить ни у кого никаких денег.








Tags: Коррупция, ХМАО ЮГРА, политика, помятники эпоха безрассудство
Subscribe

Posts from This Journal “помятники эпоха безрассудство” Tag

promo markosyan_usik апрель 13, 2015 16:05 221
Buy for 20 tokens
Россия — великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится. Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments